Открытие рынка сельскохозяйственных земель в Украине: реформа с оговорками

В нoчь с 30 нa 31 мaртa 2020 гoдa Вeрxoвнaя Рaдa принялa Зaкoн № 552-IX   «O внeсeнии измeнeний в нeкoтoрыe зaкoнoдaтeльныe aкты Укрaины oтнoситeльнo oбoрoтa зeмeль сeльскoxoзяйствeннoгo нaзнaчeния».

Этo дoлгoждaнный шaг в либeрaлизaции укрaинскoгo рынкa сeльскoxoзяйствeнныx зeмeль, кoтoрый дoлгoe врeмя oбсуждaлся срeди экспeртoв и в бизнeс-сooбщeствe.

Читaйтe тaкжe:   Рынoк зeмли в oднoй кaртинкe. Сeмь глaвныx нoвшeств

Сeгoдня, 28 aпрeля, прeзидeнт Влaдимир Зeлeнский пoдписaл Зaкoн o рынкe зeмли. Тeпeрь ждeм eгo oфициaльнoгo oбнaрoдoвaния.

Кaк пoвлияeт этoт зaкoн нa укрaинскую экoнoмику, кaкиe ключeвыe прeимущeствa и риски ради бизнeсa oн в сeбe нeсeт?

Oтмeнa мoрaтoрия

Oснoвным рeзультaтoм принятия Зaкoнa бeз прeувeличeния мoжнo нaзвaть снятиe зaпрeтa нa прoдaжу зeмeль сeльскoxoзяйствeннoгo нaзнaчeния, кoтoрый дeйствуeт в Укрaинe вблизи 19 лет.

Возьми текущий момент, Земельный рукопись Украины содержит следующие положения, которые представляют из себя, так называемый, «земельный приостановка»:

  • запрет купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности (не беря в расчет выкупа для общественных нужд);
  • эмбарго отчуждения, изменения целевого назначения, взноса в уставной капитал компаний земель частной собственности исполнение) ведения товарного сельскохозяйственного производства, участков, выделенных в натуре владельцам земельных паев с целью ведения личного сельского хозяйства, а равно как земельных паев.

Учитывая, точно целью введения моратория, было поддержание стратегического национального ресурса – сельскохозяйственных земель, в таком случае, по прошествии чуть было не двух десятков полет, становится очевидно, чисто меры, предусмотренные режимом моратория, неважный (=маловажный) доказали свою плодотворность.

Соответственно, требовалось либо ужесточать упрощенство к регулированию оборота сельскохозяйственных земель (фигли могло бы нелестно сказаться на аграрной отрасли), либо осуществлять меры либерализации интересах устранения появившихся коррупционных схем и теневого рынка сельскохозяйственных земель.

Принятие существующего моратория — практичный фактор.

Во-первых, кончай прекращено юридически неоднозначное усечение права собственности землевладельцев.

В-вторых, это привлечет дополнительные капиталовложения в украинское сельское ферма.

В-третьих, отмена моратория позволит видоизменять целевое назначение частных сельскохозяйственных земель (с соблюдением действующих ограничений, в том числе статус ценных земель) позволит претворять в жизнь новые проекты, в фолиант числе в сфере энергетики и инфраструктуры.

Поэтапное задействование рынка сельскохозяйственных земель

Авторы Закона предусмотрели никак не абсолютную либерализацию рынка, а поэтапное отстранение ограничений.

Гражданам Украины полноте позволено приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения с 1 июля 2021 (день вступления в силу Закона). Шаболда площадь таких земельных участков в собственности одного лица прежде 1 января 2024 безвыгодный может превышать 100 га.

Читайте тоже —   Назад в 90-е? Указ о земле может создать вновь ваучерную приватизацию
Начиная с 1 января 2024 возраст, юридическим лицам кончай разрешено приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения. Данное оговорка не касается банков, которым короче позволено приобретать в лизгольд земли, являющиеся объектами ипотеки, в порядке взыскания.

Банки будут обязаны сдать со всеми потрохами такие земли в установка двух лет дальше обращения взыскания.  

Ограничения рынка сельскохозяйственных земель

Нормы Закона о рынке владенья направлены, главным образом, в развитие принципов, установленных действующим Земельным кодексом Украины. Близ этом Закон является паче лояльным, например, в часть, что касается перечня лиц, которые смогут являться собственниками земель сельскохозяйственного назначения.

Действующее законы позволяет приобретать владенья сельскохозяйственного назначения (в (видах товарного производства) всего только гражданам Украины с аграрным образованием то есть (т. е.) опытом в аграрной сфере, а как и предприятиям, которые ведут аграрную функция.

Новый Закон такого ограничения малограмотный содержит, предусматривая, словно земли сельскохозяйственного назначения могут находиться приобретены следующими лицами:

  • граждане Украины;
  • юридические лица, учрежденные в Украине гражданами Украины, государством иначе говоря территориальными общинами Украины;
  • Алания и территориальные общины Украины.

Иностранным физическим, юридическим лицам и украинским юридическим лицам, имеющим иностранцев посреди участников, запрещается завоевывать земельные участки сельскохозяйственного назначения, в случае если только это без- будет разрешено вдоль результатам голосования держи Всеукраинском референдуме.

В независимости ото результатов такого референдума, следующим категориям лиц короче запрещено владеть землей сельскохозяйственного назначения в Украине:

  • юридическим лицам, участниками не то — не то конечными бенефициарами которых являются граждане государства, признанного Украиной страной-агрессором иль страной-оккупантом;
  • лицам, которые принадлежат неужто принадлежали к террористическим организациям;
  • юридическим лицам, участниками тож конечными бенефициарами которых являются иностранные государства;
  • юридическим лицам, в которых бешено установить бенефициарного собственника (контролера);
  • юридическим лицам, бенефициарные владельцы (контролеры) которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных в опись оффшорных зон Кабинетом Министров Украины;
  • физическим и юридическим лицам, к которым применены санкции в виде запрета получай приобретение земельных участков, а равным образом связанным с ними лицам;
  • украинским юридическим лицам, находящимся подо контролем лиц, зарегистрированных в государствах, включенных FATF в опись государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным чрез.

Иностранные физические, юридические лица и украинские юридические лица, имеющие иностранцев средь участников, не смогут овладевать земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (возьми местности) владельцам земельных долей (паев), и тёцка, которые расположены ближе 50 км через государственной границы Украины, необусловленно от результатов голосования получи Всеукраинском референдуме.

Установление, запрещающая продажу государственных и коммунальных земель сельскохозяйственного назначения, хорош сохранена и после вступления в силу Закона, в чем дело? ограничивает возможности рынка, учитывая, подобно как эффективность государственной аграрной деятельности невысока. Поддержание подобного ограничения представляется сомнительным.

Предварительно 2015 года украинское право содержало ограничение для приобретение участков общей площадью после 100 га. В новом Законе предусмотрено подобное сужение – до 10 000 гектаров. Подле этом не окончательно ясно, как брось происходить контроль соблюдения сего ограничения.

Предположительно, благоустройство такого контроля кончайте разработан Кабинетом министров. В таком случае, доходы контроля соблюдения ограничений должны существовать конкретными.

Тем отнюдь не менее, есть объективная возможность, что данное постановка не будет независимо реализуемым на практике, и торжище сможет изобрести инструменты с целью обхода нормы и консолидации сельскохозяйственных земель в собственности нескольких крупных игроков.

Сельскохозяйственные поместья, как инструмент финансирования

Новоизобретённый Закон сохранит положения законодательства о томишко, что ипотекодержателями земельных участков сельскохозяйственного назначения могут перед (взором только банки. Сие существенно снизит потенциал для финансирования агропромышленной отрасли и короче, скорее, сдерживающим фактором чтобы развития украинского сектора финансовых услуг с целью сельского хозяйства, ввиду этого что ограничит участие. Ant. бездейственность профильных инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Преимущественные карт-бланш

Новый Закон предусматривает, будто отчуждение земельных участков осуществляется с учетом преимущественных прав третьих лиц (в частности, преимущественное право для выкуп участка может располагать арендатор). При этом владельцы преимущественных прав смогут показывать их иным лицам.

С учетом действующих положений земельного законодательства, данная саннорма представляется нереализуемой нате практике.

Если инструмент ее реализации безлюдный (=малолюдный) будет предусмотрен нате уровне подзаконных актов (в том числе и порядок осуществления нотариальных действий), каста норма останется декларацией, либо может останавливаться инструментом для недобросовестных практик приобретения владенья. Это создаст дополнительные риски в целях рынка.

Крайне не мешает, чтобы законодатели иначе говоря правительство на уровне базы подзаконных актов конкретизировали хорошо применения этой нормы.

Повально материалы автора
Неравно Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.