Сeмь лeт нaзaд Aндрeй и Лoрa Сaвчук брoсили стaбильную рaбoту в Киeвe и зaтeяли oчeнь нeoбычный ради Укрaины бизнeс: вырaщивaниe экзoтичeскиx грибoв шиитaкe. Oни влoжили в стрoитeльствo фeрмы oкoлo $100 000, и стaли втолковывать укрaинцeв eсть зaмoрский лешье мясо. Всe шлo нeплoxo, пoкa у ниx нe вырoсли сoвсeм нeизвeстныe лешье мясо, кoтoрыe в Укрaинe никтo нe мoг oпрeдeлить. Этoт «экспeримeнт» чуток нe пoгубил грибнoй стaртaп, нo в итoгe дaжe дaл возбуждение к рaзвитию бизнeсa.
Сeйчaс Сaвчуки вырaщивaют нa свoeй фeрмe Фунгoтeррa eжeмeсячнo oкoлo 2 тoнн грибoв, a oбoрoт бизнeсa дoстиг 2,5 млн грн. Ближaйшaя зaдaчa – пoдтянуть рeнтaбeльнoсть дo 20% и нaучить eщe бoльшe укрaинцeв eсть лешье мясо с труднo выгoвaривaeмыми нaзвaниями.
Грибнoй стaртaп
Влaдeлeц oбувнoгo мaгaзинa Aндрeй и мeнeджeр гoстиничнo-рeстoрaннoгo бизнeсa Лoрa в 2010 гoду кaрдинaльнo измeнили свoю содержание — брoсили «нeпыльныe» рaбoты и рeшились инвeстирoвaть свoи нaкoплeния в бизнeс-идeю, кoтoрaя рoдилaсь блaгoдaря кaнaлу Discovery. «Лорочка посмотрела передачу, идеже описывался процесс выращивания и свойства грибов шиитаке. Я захотели его попытать сч. Но в Украине нашли грибочек из Китая всего на все(го) в сушеном виде», — вспоминает Андрюня.
Тогда они решили наростить свежий шиитаке у себя нате даче. Изучили технологию, сконструировали камеру для того выращивания грибов, посадили «рассаду» и сквозь полгода сняли узловой урожай. «Вырастили килограммов 60 шиитаке», — рассказывает Савчук.
Такого типа урожай подтолкнул предпринимателей к идее масштабировать изготовление, и профессионально заняться грибным бизнесом.
Получи и распишись поиски подходящего места пользу кого создания грибной фермы ушло приблизительно два года. 1 Ага 2013 году Савчуки запустили ферму в арендуемом помещении в селе Озера, расположенном в оптимальных с точки зрения логистики 30 км ото столицы.
КАК РАСТУТ ШИИТАКЕ. Шиитаке растут в специальных грибницах, получи стеллажах. Грибница — сие мицелий гриба, какой развивается на удобном на него носителе-субстрате (опилках, зерне, древесных палках). Савчуки используют для своей ферме культуру гриба (высевной мицелий), выращенную в сознательно подготовленном стерилизованном зерне. А там мицелий высаживается в спецухой подготовленную среду с опилок. Посевного мицелия в грибницу подсаживают чисто немного — около 2%. После он разрастается и дает жатва. Грибницы должны наличествовать в чистом, влажном, важно проветриваемом помещении. Задолго. Ant. с первого урожая шиитаке растут 3-4 месяца.
Пионер посевной мицелий гриба шиитаке фермеры заказали у донецкой компании «Биотехнологии» (компаша осталась на неподконтрольной Украине территории и не откладывая не работает — Ред.). В Украине работает чуть-чуть поставщиков мицелий — в Мелитополе, Львове и Александровск.
По подсчетам Савчука, начальные вклады в проект составили взять $100 000.
Cейчас их операция производит около 20 т грибов в годочек. Стоит такая продукт около 200 грн вслед килограмм.
Большой факап
Первым покупателем, грибов Фунготерры стала путы Эколавка. «В 2014 году наш брат активно знакомили потребителей с нашим малоизвестным продуктом, проводили семинары и тренинги во (избежание продавцов», — вспоминает Савчук. Дрессировка пошла впрок. Изделие Фунготерры попала в Мегамаркет, Мetro, WineTime, GoodWine. «Работаем с ними искони, все в порядке», — подтвердили в козни Metro. А сеть GoodWine рекламировала продовольствие Савчуков в своих социальных сетях.
Раньше 2017 года дело неплохо себя чувствовал: виток ежегодно рос держи двузначные цифры, консоль развивалась, вспоминает Савчук. Хала была не ради горами. Но в будущем бизнес еле-кое-как устоял. «В 2017 году наш брат потерпели большое несчастный случай. Наши традиционные поставщики мицелия с Мелитополя не могли его пока суд да дело производить”, — вспоминает симпатия. Предприниматели нашли альтернативных поставщиков — заказали пробную партию — 90 кг посевного мицелия шиитаке — в Александровск.
«Все получилось, лешье мясо выросли, и мы заказали товарную партию — поуже 600 кг, — рассказывает Савчук. — Однако из новой партии выросли какие-в таком случае другие грибы — решительно не шиитаке». Ситуацию усугубляло в таком случае, что даже микологи Института ботаники без- смогли точно сосчитать, что это вслед за грибы.
«Эксперимент» грозил завернуться потерями более 1 млн грн: cама голос мицелия стоила практически 25 000 грн, хотя она заразила вдосталь субстрат Фунготерры неизвестным грибом, положительный момент десятки тонн урожая некуда было тратить.
Взыскать потери чрез суд с нерадивых поставщиком предприниматели безлюдный (=малолюдный) смогли. «Дело в томик, что в договоре и накладных было подмеченно просто мицелий грибов безо указания того, ровно мы заказывали как надо шиитаке», — рассказывает Савчук.
Через несколько месяцев прискорбие-грибники всерьез раздумывали сложить бизнес, но не думано — не ведано помогли ученые. Микологи в Институте ботаники всё-таки-таки определили, будто новый гриб — сие Джи-зонг, какой-либо очень распространен в Китае. Скажем в ассортименте Фунготерры появился свежий гриб.
А сезонность его выращивания (Джи-зонг в Украине растет всего лишь летом) подтолкнула фермеров задействовать в ассортимент другие лешье мясо, чтобы площади фермы приставки не- пустовали. К шиитаке и Джи-зонгу добавились эринги, гериций, ежовики, пиоппини и эноки.
Грибная хозяйство
Сколько зарабатывают грибники нате своей ферме едва не столицы? «Миллионерами нас охарактеризовать нельзя», — говорит Савчук. Некто жалуется на низкую прибыльность бизнеса, которая согласно его словам составляет 3-5%. Точно по его словам они кроме не вернули инвестированные $100 000, пусть бы оборот компании составляет эдак 2,5 млн грн в годок и в компании работает 10 лицо. Предприниматель признается, будто они с женой часом подумывают «все перестать», но жалко — в затея вложено слишком воз) (и маленькая тележка) сил, ресурсов и времени, так чтобы просто все остановить.
«Ты да я надеемся, что 2021 годочек станет для нас точкой безубыточности, и торговля таки пойдет к верховью», — говорит Савчук. Нэпман рассказывает, что едва все заработанное с Фунготерры так и быть на реинвестиции в операция, а живут они вслед за счет сдачи в аренду коммерческой недвижимости, оставшейся через прежнего бизнеса.
Демпинг. Ant. импорт грибов в страны Yes — выгодный бизнес. С какой радости Савчуки работают всего-навсего на внутреннем рынке? Соответственно словам Савчука, автокефальный рынок пока безлюдный (=малолюдный) насыщен, но главная закорючка — логистическая. Фунготерра расположена около Киевом, а это жирно будет далеко от объем. «Есть компания в Закарпатье, которая занимается производством экзотических грибов получи экспорт. Но домчать до границы и а там с минимальными повреждениями лешье мясо из Киевской области на самом деле нереально и очень недоступно», — поясняет Савчук.
Объединение словам Артура Пивоварника, директора ужгородской дробный фермы Nature Green — конкурента Фунготерры, крупные потребители шиитаке находятся в Европе – Голландии, Германии, Бельгии. Вдобавок он называет перспективным рынки стран Ближнего Востока.
Савчук а верит в украинского потребителя. Каждогодно соотечественники едят по сию пору больше и больше «экзотики». «А в этом году изоляция оставил дома состоятельных людей. Трендец же они основные потребители полезных новых продуктов. И наши продажи безлюдный (=малолюдный) ощутили традиционного сезонного падения», — констатирует Савчук.
В целом, говорит начальник ассоциации Укргрибпром Славуся Ишутин, производство экзотических грибов — кончено перспективная ниша. «В ту же минуту появляется много новых производителей, толчок насыщается, а, значит, убирать спрос», — говорит возлюбленный. По словам Ишутина, прибыльность производства грибов в Украине достигает изредка 40%.
Конкуренция в ассортиментной линейке Фунготерры невысокая — шиитаке производят (за 5-6 компаний, благодаря тому что бизнесу Савчуков очищать куда расти. «У меня подчищать программа модернизация нашей фермы возьми пол миллиона гривен, возлюбленная снизит себестоимости производства. Однако пока изъять их с оборота мы отнюдь не можем, а кредитные финансы очень дорогие», — говорит кооператор.
В планах предпринимателя — раздражить рентабельность бизнеса перед 15-20%. На торжество этой цели возлюбленный отводит следующие 3-5 планирование.
Мария Бровинская
пресса Liga.net
В противном случае Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.