Фoтo: КБ Южнoe Укрaинa рaзрaбaтывaeт рaкeту-нoситeль Циклoн-1М
Южнoe рaсскaзaлo o пeрспeктивнoй рaзрaбoткe прoeктa рaкeты-нoситeля лeгкoгo клaссa. В прoизвoдствe примeняeтся 3D-пeчaть.
Укрaинскoe кoнструктoрскoe бюрo Южнoe прeдстaвилo рaзрaбoтку прoeктa трexступeнчaтoй рaкeты-нoситeля лeгкoгo клaссa Циклoн-1М, кoтoрaя смoжeт вывoдить нa сoлнeчнo-синxрoнную oрбиту высoтoй дo 750 килoгрaмм.
Предполагается, что ракеты будет стартовать с космодрома на берегу Черного моря. О намерении построить плавучий космодром в госпредприятии Южмаш говорили в конце февраля. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Перспективный Циклон
22 апреля на странице КБ Южное в Facebook было опубликовано сообщение, в котором говорится, что в ближайшее время ожидается значительное увеличение коммерческого спроса на вывод малых и средних космических аппаратов на низкие околоземные орбиты.
Но запускать такие спутники приходится с помощью средних и тяжелых ракет-носителей, в которых один или несколько аппаратов являются основной нагрузкой, а малые аппараты — побочной.
Владельцам малых спутников приходиться подстраиваться под дату запуска и даже орбиты основного запускаемого аппарата, поэтому и растет спрос на разработку ракет-носителей легкого класса, таких как американская Electron.
Любимая ракета Зенит. Маск о космонавтике Украины
Чтобы обеспечить стабильное будущее предприятию и его конкурентоспособность, Южное следует этой тенденции, говорится в сообщении. Одним из самых перспективных проектов называется создание космического ракетного комплекса на основе ракеты-носителя легкого класса Циклон-1М.
Эта трехступенчатая ракета сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 километров полезную нагрузку массой до 750 килограмм.
В первой ступени ракеты будет использоваться однокамерный жидкостный ракетный двигатель РД-870, работающий на паре керосин-кислород. Двигатель будет развивать тягу на уровне моря 79,3 тонн-силы или 777,7 килоньютона.
Во второй ступени будет установлен однокамерный жидкостный ракетный двигатель РД-846В с электронасосной подачей топлива, которое, как и для первой ступени, будет представлять собой пару керосин-кислород. Его тяга будет составлять 2,445 тонн-силы или 24 килоньютона.
Одна из особенностей двигателя второй ступени заключается в активном применении 3D-печати при его производстве.
На третьей ступени, которая фактически будет выступать в качестве разгонного блока, используются четыре маршевых двигателя и шесть двигателей системы ориентации. Все они будут работать на водном растворе нитрата гидроксиламина с добавками.
Запуски с Черного моря
КБ Южное пишет, что рассчитывает на широкомасштабное международное сотрудничество при создании и эксплуатации нового ракетного комплекса, включая совместное создание наземной пусковой базы на территории разных стран мира.
При этом, в качестве потенциального строительства для универсального пусковога комплекса для ракет-носителей легкого класса рассматривается Херсонская область и побережье Бугского или Днепровского лиманов.
При запуске аппаратов на полярную орбиту начальный этап полета будет проходить над территорией Турции. В качестве районов падения первой ступени и головного обтекателя разработчики указывают восточную часть Средиземного моря.
25 февраля этого года генеральный директор Южмаша Сергей Войт заявил, что предприятие планирует создать в Украине плавучую платформу для запуска ракет.
Он отметил, что в Украине нет собственного космодрома, несмотря на то, что Южмаш специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23 странами.
Войт отметил, что Херсонский государственный завод Паллада, на котором изготавливают плавучие сооружения, готов к сотрудничеству и партнерству.
«Наши инженеры искали варианты, рассматривали много вопросов. Необходимо все учитывать, ведь некоторые страны против того, чтобы над ними запускали ракеты. Совместно с Укроборонпромом мы решили сделать такую платформу на херсонском предприятии Паллада», — объяснил гендиректор Южмаша.
В 1995 году американская Boeing, российская РКК Энергия, норвежское судостроительное предприятие Kvaerner, украинские КБ Южное и ПО Южмаш основали Международный консорциум Sea Launch Company для реализации одной из смой амбициозной идеи в истории космонавтики — морской космодром.
Его идея заключалась в том, чтобы запускать ракету-носитель с эквартора, где имеются наилучшие условия для запуска, поскольку можно максимально эффективно использовать скорость вращения планеты. Американскй стороне принадлежало 40 процентов, российской — 25, норвежской — 20 и украинской 15 процентов.
Плавучий космодром Морской старт создавали специально под запуски украинских ракет модификации Зенит-3SL семейства Зенит, которую эксперты называют гениальной и совершенной.
На тот момент Зенит был единственной роботизированной ракетой, подходящей для запуска с платформы Морского старта: после установки в вертикальное состояние она самостоятельно заправляется топливом и отбрасывает стыковочные крепления.
Летом 2009 года компания Морской старт объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила российская Энергия. В 2016 году выкупила российская компания S7.
Она заказала Южмашу 12 ракет-носителей, но из-за сложных политических отношений контракт разорвали. Подробно в материале Морской старт может отказаться от Зенитов Южмаша.
Недавно стало известно, что российскую ракету-носитель Союз-5, которую создавали на замену украинского Зенита, впервые запустят в ноябре 2022 года — на два года раньше запланированного.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet