Когда пожар на высоте…

Популярное

Тарифы на коммуналку: Москва — не Ереван. Но все же…

За счет чего в кризисном 2015 году будет построено от 88 до 90 млн кв. м жилья

Кто и зачем атакует Минстрой

Кто в Совете НОСТРОЙ благоволит коммерческим СРО

Дмитрий Козак наконец определился: саморегулированию быть!

Недавний пожар в высотном здании в Грозном вызвал в обществе новую волну внимания к небоскребам. В нашей стране высотные здания начали строиться позже, чем в США, Европе, многих азиатских странах. Но с конца 90-х годов мы, похоже, стараемся догнать лидеров и по высоте, и по количеству высоток.


Учимся на чужих ошибках. Пока помогало…

Строящаяся башня Москва-Сити «Федерация» обещает стать самой высокой в Европе (285 м). В Москве число высоток перевалило за три тысячи. Высотное строительство планируется и на территории Новой Москвы. Конечно, столица является основным центром высотного строительства в России. Но к ней постепенно подтягиваются регионы — Екатеринбург, Новосибирск, Сочи, Грозный…


К высотным у нас относятся все здания выше 75 м. И это не случайно: 75 метров — длина типовой пожарной лестницы.


Одним из факторов развития высотного строительства является возможность защитить сооружения от пожара. Понятно, с 30-го или 40-го этажа на улицу сразу не выскочишь. Между тем любое возгорание в высотке значительно опаснее, чем в обычном здании. По вертикали огонь распространяется очень быстро. За историей мирового высотного строительства тянется шлейф истории мировых высотных пожаров.



Высотный дом в Сокольниках, Москва


Российские противопожарные требования опираются на опыт зарубежных стран (иногда трагический), а также опыт устранения пожара, возникшего после террористической атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Возможно, именно благодаря этому в наших высотках до сих пор дело ограничивалось лишь локальными возгораниями и, к счастью, не было больших пожаров с крупными человеческими жертвами. И уж тем более ни одно здание в процессе возгорания не упало, не развалилось.


Почти как космический корабль…

Борьба с огнем в высотке начинается задолго до появления первой искры, еще в эскизах проектировщиков. Профессор МГСУ Владимир Ройтман на своих лекциях сравнивает высотное здание с космическим кораблем.


— Представьте, что в отсеке космического корабля случилось возгорание, — говорит он студентам. — Космонавты же не будут ждать пожарную команду с Земли. Космический корабль сконструирован и оборудован таким образом, чтобы суметь справиться с пожаром самостоятельно. Вот так и высотные здания должны быть максимально подготовлены, чтобы продержаться до приезда пожарных.


Так как каждый высотный дом — объект уникальный, то проектируется и строится он по индивидуальным (в том числе противопожарным) нормам.


Конечно, лучше возгорания не допускать. Отсюда жесткие требования к использованию конструкций и материалов. Конструкции — только огнестойкие (они должны выдерживать огонь не менее 3 часов, есть намерение довести этот срок до 4 часов). За 3—4 часа пожар должен быть потушен. Конструкции могут быть из железобетона, монолита, металла, обработанного пропитками. Строительные материалы — только повышенной пожарной безопасности. Чтобы огонь не распространялся внутри помещений, даже двери и лестницы делают огнестойкими.


Сегодня проектировщикам предлагается огромное количество материалов, пропиток — как отечественных, так и зарубежных.


Появился прозрачный негорючий материал, которым можно заменить стекло, — несгораемое стекло. (Забегая вперед, скажем, что в офисах уже построенных зданий все чаще устанавливают мебель с соответствующими пропитками, в отелях — используют огнестойкое постельное белье).



Жилой комплекс Воробъевы горы, г. Москва


Загорелась высотка — беги в «оазис»

Но, увы, жизнь без пожаров не бывает, говорят специалисты.


Первое, что должно сработать при возгорании, — автоматическая система обнаружения пожара. Затем — автоматическая система оповещения жителей, вплоть до того, что по громкой связи жителям разных этажей разъясняют, куда им конкретно идти — на первый этаж, в зону безопасности и т. д. (в компьютер закладывается определенная программа).


По статистике 90% жертв пожара задыхаются от дыма. В высотных зданиях дым поднимается вверх по лифтовым шахтам, лестничным клеткам иногда со скоростью нескольких десятков метров в минуту. В таких зданиях проектируется специальная противодымная защита. От дыма защищаются в обязательном порядке лестницы, а они пронизывают все здание сверху донизу. Предусматриваются зоны безопасности — помещения, защищенные от огня и дыма, — некие «оазисы» жизни. Если люди не успели выбраться из здания, они могут там переждать, пока пожар не потушат. В каждом здании такие зоны проектируются по-разному. Это может быть помещение с расчетом на обитателей нескольких этажей, лифтовой холл и др.


Все здания оборудованы автономной системой энергообепечения, противопожарными лифтами, вода наверх подается мощными насосами.


Противопожарными лифтами могут стать пассажирские лифты, если двери и тросы сделаны из несгораемых материалов. Они используются для транспортировки пожарных расчетов и грузов (в США, например, все лифты противопожарные). Обычными лифтами пользоваться во время пожара нельзя. На Останкинской башне во время пожара 2000 года оборвался лифт, но это была обычная кабина, с обычными тросами, материал которых не выдержал перегрева.


И, говорят специалисты, не повредит время от времени репетировать действия на случай пожара.


Заместитель начальника ВНИИПО МЧС России Ирек Хасанов рассказывает: он был в командировке в Швеции, жил в высотном отеле, и вдруг его постояльцев, извините, «повыгоняли» из здания: горим! А на улице объявили: это была учебная тревога. Никто не обиделся. Вот и у нас надо ввести такие тренинги, считает Ирек Равильевич.


Если здание выше 75 м, то и лестницы у пожарных машин должны быть длиннее типовых. Их явно недостаточно. В Москве вместо десяти — четыре. Техника дорогая.


Лет десять назад правительство Москвы намеревалось оборудовать на крышах всех высоток вертолетные площадки. Таким образом к тушению пожара можно было бы привлекать вертолеты, а в случае необходимости спасать людей.



Высотное здание в Екатеринбурге


Крыши высотных зданий способны выдержать вертолет или, по крайней мере, спасательную камеру, которая забрала бы людей. (Кстати, в мире существует практика отправлять тяжелобольных жильцов верхних этажей в больницу через крышу.).


—Я был в нескольких московских высотках, там на крышу ведут такие лестницы, что их под силу преодолеть только хорошо тренированному человеку, — говорит научный сотрудник ЦНИЭП жилых и общественных зданий Павел Семикин. — Вертолетные площадки надо предусматривать на стадии проектирования и делать на крышу нормальную лестницу.


— Использование вертолетов — идея хорошая, но только в качестве вспомогательной меры, делать ставку только на них нельзя, — считает Ирек Хасанов. — Хотя бы потому, что вряд ли в других городах найдется достаточное количество пожарных вертолетов.


Добавим, не везде можно использовать вертолеты в силу архитектурных особенностей соседних с горящим зданиях, не в любое время суток. Иногда возникает излишний риск для летчиков.


Вернуть бы на стройку пожарных…

Противопожарная защита высотки обходится очень недешево. В обычном здании стоимость противопожарной защиты составляет 10—12 % от стоимости здания, в высотном доме может достигать 25%. И, конечно, у строителей велик соблазн сэкономить, использовать более дешевые материалы. Как правило, более горючие.



Триумф — палас, Москва


Видимо, использование горючих материалов на фасаде строителям кажется психологически оправданным. Если и загорится — не внутри же здания.


Вот и в Грозном и загорелся фасад 42-этажной 145-метровой башни. Сотрудники ВНИИПО, выезжавшие в Грозный, свидетельствуют: основными причинами пожара явились нарушения при проектировании и монтаже навесной фасадной системы. Фасад облицевали горючим материалом. И — никакой противопожарной защиты. Короткое замыкание в наружном блоке кондиционирования привело к возгоранию. Огонь быстро распространился по фасаду. Площадь пожара составила около 18 тыс. м2. В тушении пожара были задействованы более 200 сотрудников МЧС и более 30 единиц техники. На ликвидацию пожара ушло почти семь часов.


По правилам на фасаде полагается устанавливать пояса безопасности — через определенное количество метров делать вкладки из негорючих материалов. Этого сделано не было.


Между тем, зарубежный опыт показывает: огонь с фасада может проникнуть внутрь здания. По мистическому совпадению три года назад во французском городе Дижоне и китайском Шанхае почти в один день загорелись фасады зданий. От высокой температуры полопались стекла, и огонь через окна проник внутрь и распространился с такой скоростью, что далеко не все люди успели спастись.


Сейчас пожарный надзор не контролирует ход строительства, как это было раньше. Не было его и в Грозном. Так может, пора вернуть пожарный надзор на строительные площадки?


Елена БАБАК


Фото: Строительство.RU,  Lenta.ru, zyalt.livejournal.com

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.