Реконструкция как средство борьбы с аварийностью

Популярное

Николай Кошман: Из рекордных 83 млн кв. м жилья «нарисовали» не меньше четверти

Закомплексованный комплекс защитных сооружений г. Санкт-Петербурга

Жилищное строительство: тревожные цифры первого полугодия

По данным Министерства энергетики РФ основными причинами аварий на теплосетях России в 2012–2013 годах стали повреждения трубопроводов сетевой воды, повреждения стационарного оборудования и нарушения внешнего электроснабжения.


Что собой представляют тепловые сети самого крупного города России — Москвы? Какие проблемы возникают при их эксплуатации, каково их состояние? Об этих вопросам мы решили поговорить с директором по генеральным проектам ОАО «МЕЖРЕГИОНТЕПЛОСЕТЬЭНЕРГОРЕМОНТ» Федором Матисовым.


— Федор, давайте начнем с протяженности московских тепловых сетей и их владельцев. Какие вопросы возникают при эксплуатации?


— Общую протяженность московских тепловых сетей (ТС) нетрудно посчитать. В столице два основных владельца. Это ОАО «Московская объединенная энергетическая компания», у которой общая протяженность ТС порядка 2,5 тыс. километров, плюс межквартальные тепловые сети 11 тыс. километров.


Второй владелец ОАО «Мосэнерго» — общая протяженность принадлежащих ему сетей около 450 километров. Получается общая протяженность ТС в Москве около 15 тыс. километров. Изношенность этих сетей достаточно большая, порядка 60%. Сегодня все эти сети активно реконструируются и модернизируются.



Описание рынка


Основные сети были построены в 80-е—90-е года, и сегодня идет переход с обычных стальных труб c традиционной изоляцией на трубы с индустриальной теплоизоляцией и с использованием новых технологий из жесткого пенополиуретана. Это не прихоть или дань моде, а экономическая необходимость. Стальные трубы с изоляцией ППУ широко используются не только в Западной Европе, но и в Канаде, и в Японии. Их применение обеспечивает снижение теплопотерь до 5%-8%, вместо 30% при использовании обычных стальных труб. К тому же, они имеют более широкий диапазон рабочих температур. Срок службы этих труб составляет от 35 до 45 лет. Их использование обеспечивает снижение эксплуатационных расходов в 8 раз, а ремонтных работ в 2-3 раза. Все сети, которые реконструируются с использованием этих труб, получают возможность дистанционно контролировать ее состояние. Одним из главных достоинств данной технологии является то, что при прорыве или намокании трубы нового поколения автоматически посылается сигнал с конкретным указанием участка, где произошла авария. Это позволяет оперативно реагировать, и нет необходимости искать место аварии.


Инвестиции в реконструкцию тепловых сетей, млрд руб.



 Со старыми участками сложнее. Тут либо владелец отмечает, что резко возрастает количество мелких аварий на каком-либо участке, либо происходит крупная авария, какая произошла на улице Островитянова в Москве. Причем, когда вскрыли трубу, выяснилось, что в аварийном состоянии не только труба на месте прорыва, но и аварийное состояние большого участка ТС. Пришлось ставить байпас и менять несколько километров старых труб. У каждого владельца есть свои программы реконструкции, но часто бывает так, что деньги, отпущенные на ее выполнение, уходят на другие, более срочные, нужды, и реконструкция откладывается. Как следствие — аварии. Если вы следили за прессой, в прошлом году они часто происходили в Санкт-Петербурге. Основные причины — некачественные трубы и несвоевременная реконструкция.


— Аварии ТС — довольно частое явление, кто несет за них ответственность?


— Сегодня исполнители работ обязаны давать гарантии и на трубу, и на качество работ. Это означает, если авария произошла из-за некачественного исполнения работ или дефекта трубы, мы будем проводить работы за свой счет. Обычно все дефекты, такие как нарушение технологии сварки или дефекты самой трубы, проявляются в течение года. А дальше это механические нарушения, связанные с другими строительными работами и не связанные с ТС.


Кстати, кроме стальных труб иногда используются пластиковые трубы, срок службы у них достаточно большой, но характеристики гораздо ниже. Мы их используем только в том случае, если поступает конкретное указание заказчика. Конечно, они дешевле, быстрее укладываются, но недостаточно надежны, особенно в зимнее время.


— Сколько в среднем аварий происходит на московских ТС?


— В год в Москве происходит порядка 100 аварий, как крупных, так и мелких. Крупные — это аварии на магистральных трубопроводах, но таких бывает не больше 1-2-х. У них фонтан выбрасываемой воды может достигать 220 метров.


В России, по данным Министерства энергетики РФ, основными причина аварий на теплосетях в 2012–2013 годах стали: повреждения трубопроводов сетевой воды, повреждения стационарного оборудования и нарушения внешнего электроснабжения.


Реконструкция малых котельных, РТС, КТС, ЦТП, млрд руб.



— Есть ли какие-либо отличия московских ТС, от сетей других крупных городов?


— Московские теплосети отличается от ТС других городов в первую очередь очень большой протяженностью. Следующее — в столице очень большое количество пересечений ТС с другими городскими коммуникациями. Немаловажно и то, что в отличие от Питера, имеющего открытый водозабор, в Москве она работает по замкнутому контуру и это наш плюс. Трубы изнашиваются не так быстро как Северной Пальмире.


Стоит отметить и то, что в нашем городе самый трудный для реконструкции и ремонта — это Центральный район. Тут очень большая загруженность ТС и стесненность в самом районе, дома стоят рядом друг с другом. Улицы узкие. Часто просто невозможно подогнать технику. Ее просто некуда ставить, и все работы приходиться выполнять вручную. К этому можно добавить и то, что именно тут расположены самые старые теплосети, а, следовательно, и количество аварий гораздо выше, чем по другим районам.


— Федор, кто контролирует состояние московских ТС и качество реконструкции кроме Ростехнадзора?


— В первую очередь на всех объектах постоянно качество работ проверяют представители заказчиков, и у них есть свой технадзор. Он проверяет ход работ и принимает объект по завершению строительства. Ну, и, конечно же, Ростехнадзор РФ и мы сами. Ведь не все объекты мы реконструируем своими силами. У нас есть подрядные организации, и мы просто обязаны осуществлять контроль за качеством проводимых работ и соблюдением графиков.


Комплексная программа развития территорий Новой Москвы



— Завершая наш разговор, хотелось бы узнать, реально ли покончить с аварийность на ТС?


— Полностью покончить невозможно, но можно минимизировать. Не так уж много осталось в столице нереконструированных сетей. Завершится реконструкция, и количество аварий сократится. На это потребуется 5-10 лет, и положение дел изменится. Как только все сети получат дистанционный контроль, владельцы смогут получать информацию, какие участки требуют модернизации или реконструкции. В итоге, это приведет к сокращению количества аварий.


— Спасибо за содержательную беседу. Успехов Вам в обеспечении жителей столицы столь необходимым всем нам теплом.


Игорь КУЗНЕЦОВ

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.