В чем суперсовременный Москва-Сити проигрывает своим западным аналогам

Популярное

С подачи Президента в России появится ресурс «Долгострой.RU»?

Григорий Ревзин: Последние четыре года — это поражение архитектуры в своих правах

Зачем ГБУ «Жилищник» собирает под свое крыло сотни многоквартирных домов

Недавно в «тело» столичной башни «Федерация» заложен последний кубометр бетона. Произошло это на 95-м этаже. Теперь башня «Федерация» стала самым высоким зданием в Европе: ее высота на сегодня составляет 373 м. Но решены ли тем самым все проблемы на этой площадке?


Возведение самого высотного здания в Москве шло непросто. Это признал и автор проекта, архитектор Сергей Чобан.


 


Строителям приходилось пешком подниматься на верхотуру

Во-первых, строительство сильно затянулось по срокам. Как известно, башня «Федерация» состоит из двух корпусов: «Восток» и «Запад». «Запад» был возведен достаточно быстро, а вот с «Востоком» опоздали где-то на четыре-пять лет — объект планировалось ввести в строй еще в 2009—2010 годах. Тут сказался кризис 2008 года.



Во-вторых, сама технология высотного строительства очень сложна. А у России маловато опыта в таких амбициозных проектах.


— В нашем суровом климате строить высотное здание вдвойне тяжело, — не скрывает Сергей Чобан. — И тут хвала строителям, которым пришлось в мороз и в дождь, при сильных ветровых нагрузках ежедневно преодолевать пешком десятки этажей — только так можно было подняться на нужный уровень, где шли активные строительные работы.


 


Апартаментов будет больше

Надо сказать, что за время строительства первоначальный проект практически не изменился. Высотность, этажность, членение фасадов, наличие стилобата в основании башни — все соответствует проектным параметрам.


— Единственное изменение, которое было внесено, — по функционалу, — добавляет Сергей Чобан. — Мы решили сделать в здании больше апартаментов. Вначале башня «Федерация» все-таки задумывалась как офисный центр. Теперь это будет и апарт-отель с удобными апартаментами для временного проживания. Такие квартиры-номера займут около трети всей высотки.



Если говорить о тех чисто строительных технологиях, которые здесь применялись, то нужно отметить, что они не только самые современные, но и самые надежные. Башня «Федерация» — чисто бетонная, воздвигнута на свайно-плитном фундаменте. А это значит, что под ней расположена толстенная бетонная плита, которая, в свою очередь, опирается на мощные сваи длиной около 30 м. Под каждой из несущих колонн — по три такие сваи.


Застройщик поступил очень мудро, выбрав чисто бетонный каркас. Он хоть и тяжелый, но очень прочный. Оказывается, высота у башни «Федерация» — максимально возможная для сооружения на бетонном каркасе. Если бы здание запроектировали выше, то по правилам его пришлось бы делать на комбинированном, бетонно-стальном, каркасе. Но сталь, как известно, уступает бетону по прочности, сейсмостойкости, она более подвержена влиянию огня. Поэтому именно этот каркас и именно эта высота оказались оптимальными.


 


Высотное здание колеблется так же, как стебель цветка

Строители заверяют: здание прочное и, главное, устойчивое. Даже при сильном ударе какого-то предмета снаружи (очень не хочется вспоминать картинку 11 сентября в Нью-Йорке, когда после ЧП с самолетом рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра) с объектом в целом ничего не случится. Здание как стояло, так и останется стоять.


Башне «Федерация» не страшны ветровые нагрузки. Если говорить образным языком, то высотное здание чем-то похоже на стебель растения, верхушка которого колышется под порывами ветра. Но здание еще и подчинено законам физики: выполняя колебательные движения, верхняя часть сооружения ускоряет сама себя. Вот это вторичное ускорение — основная причина того, что на верхних этажах может появиться ощущение неустойчивости.



Так вот, как рассказали нам проектировщики, максимальное ускорение на вершине башни занижено на целых 10%. В результате отклонение от основной оси при сильном ветре будет составлять всего около 50—70 сантиметров.


 


Чем все российские Сити проигрывают западным

Вроде бы всем хорош проект Москва-Сити. Но есть и то, за что его серьезно критикуют. Речь об изначально непродуманной инфраструктуре. Признаемся, на территории, где располагается Москва-Сити, пока не очень-то уютно. Сведенные к минимуму пешеходные и общественные зоны, отказ от озеленения, непомерное увеличение парковок, невысокий уровень благоустройства — все это, безусловно, сильно снижает качество городской среды в Деловом районе столицы. А ведь Москва-Сити располагается в сегменте супердорогих зданий, в которые вложены сотни миллиардов рублей.


Справедливости ради скажем, что район Москва-Сити — не один такой, по крайней мере в России. Несмотря на идею комплексного развития, высотные районы очень часто застраиваются без оглядки на эту самую «комплексность». Те же Екатеринбург-Сити, Грозный-Сити и Волгоград-Сити сейчас представляют собой лишь кластеры жилых зданий без комплексного освоения прилегающих территорий.



А между тем, если мы возьмем классические зарубежные примеры, такие как район небоскребов Конэри Уорф в Лондоне или Дефанс в Париже, Дунай-Сити в Вене, мы увидим совершенно обратный подход. Если говорить о деловом районе Конэри Уорф, в котором расположились три высочайших здания Лондона (One Canada Square, 8 Canada Square и Citygroup Centre), то сейчас он представляет собой не только деловую Мекку, но и место, удобное для жизни. Здесь расположилось большое количество магазинов, баров и ресторанов. С открытием крупного торгового центра квартал стал одним из самых оживленных мест города. В Конэри Уорф можно сходить в местный Музей доков (Docklаnds) и прогуляться в расположенном по соседству Грин-парке.


Хорошо продуман и район Дунай-Сити в Вене, представляющий собой целый мини-город на берегу Дуная. Все коммуникации — гаражи, склады, парковки — здесь упрятаны под землю. А на поверхности — только бульвары и скверы. За миссией ООН (она тоже располагается в этом районе) есть большой стадион, где горожане могут позаниматься спортом.


В правильном направлении двигается и парижский район Дефанс. Но здесь добавили еще и арт-составляющую. Знаменитая арка со стилизованным облаком (ее высота такова, что туда целиком поместился бы собор Нотр-Дам) как магнитом притягивает и обитателей района, и гостей города. Особенность квартала Дефанс — в размежевании пешеходных и автомобильных потоков. В пешеходной зоне можно осмотреть 60 скульптурных работ современных авторов и музей ретроавтомобилей.


Словом, нашему высотному строительству, и в частности Москва-Сити, предстоит серьезно поработать над «нулевым уровнем» — уровнем земли, где обязательно должна появиться инфраструктура, соответствующая большим амбициям уникального высотного проекта. И заниматься этим надо было уже вчера.


Елена МАЦЕЙКО


Фото пресс-службы ЗАО «Башня Федерации» и solomatin.livejournal.com

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.